БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ  РАБОТА

 по “Основам информационных технологий”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магистрант кафедры истории России исторического факультета

Габрусевич Станислав Александрович

 

Руководитель по специальности:

Доктор исторических наук профессор

Меньковский В.И.

Руководитель, ведущий практику

по выпускной работе:

ассистент Позняков А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2006


Оглавление

Перечень условных обозначений.. 3

Введение.. 5

Глава 1. 8

Обзор литературы... 8

Глава 2. 10

Методика исследования.. 10

Глава 3. 11

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ при  ИЗУЧЕНИИ  гражданской войны... 11

3.1 Ресурсы сети Internet 11

3.2 Multimedia-курсы.. 21

3.3 Методы квантитативной истории. 25

Глава 4. 30

Обсуждение полученных результатов.. 30

Заключение.. 32

Список литературы... 33

Предметный указатель.. 36

Интернет-ресурсы в предметной области.. 37

Действующий личный сайт.. 43

Граф научных интересов.. 44

Презентация магистерской диссертации.. 46

Библиографический список  к выпускной работе.. 47

Приложение.. 49


Перечень условных обозначений

 

АИК – ассоциация “Историк и компьютер”

БГУ – Белорусский государственный университет

БД – базы данных

ВКЛ  - Великое Княжество Литовское

ИТ – информационные технологии

МГУ – Московский государственный университет

РАО – Российская академия образования

ПК – персональный компьютер

СУБД – система управления базами данных

ЭВМ – электронная вычислительная машина

ЭУМ – электронный учебный модуль

ARPA - Агентство передовых исследовательских проектов США

APRANET - Advanced Research Projects Agency Network (компьютерная сеть)

HTML - Hypertext Markup Language (язык размётки документов в Интернете)

HTTP  - Hypertext Transfer Protocol (протокол связи в Интернете)

NSFNet -  National Science Foundation Network (межуниверситетская сеть)

TCP/IP - Transmission control protocol/ Internet protocol (протокол связи в сети Интернет)

URL - Unified Resourse Locator (универсальный указатель-адрес ресурса).

WWWWorld Wide Web (всемирная паутина)

 


Введение

 

Ни для кого не является секретом, что в наше время информация является главным фактором развития общества в экономической, социальной, научной и других сферах. Использование информационных технологий (далее ИТ) за последние 40-30 лет привело к не имеющему аналогов в истории человечества качественному скачку вперёд. Ряд государств на политической карте планеты вступили на новую стадию развития -  информационное общество:  общество, в котором информация является решающим ресурсом развития и наивысшей ценностью. ИТ способствовали достижению высочайшего за всю историю человечества уровня жизни, привели к серьёзным экономическим изменениям, как в структуре производства, так и в мировой экономике в целом. Информация стала основным ресурсом товаров и услуг,  источником добавленной стоимости и занятости. Благодаря применению ИТ, были открыты новые коммуникационные возможности (Интернет, мобильная связь и.т.д.), оказавшие поистине революционное воздействие на человечество. Без использования ИТ в наши дни также невозможно представить развитие современной науки.

  Сказанное выше в полной мере относиться не только к естественнонаучным дисциплинам, в недрах которых зародились процессы математизации и компьютеризации науки в период НТР, но и к дисциплинам гуманитарного профиля. При этом мы имеем в виду не только использование ИТ в процессе обучения в средней и высшей школе, но, прежде всего, использование ИТ непосредственно в работе исследователей. В самом деле, повседневной практикой стало использование, например, технологий дистанционного обучения в процессе преподавания истории, компьютеризация кафедр, факультетов, создание специальных классов для самостоятельной работы студентов с доступом в Интернет и.т.д. Применение ИТ в учебном процессе способствует его современной рациональной организации, делает процесс обучения более наглядным и интересным, отвечает в целом требованиям времени  - и с этим утверждением трудно не согласиться.

  С другой стороны, несмотря на оформление молодой научной дисциплины – исторической информатики, которая призвана разработать соответствующие методики применения ИТ в историческом исследовании, по-прежнему существует некий стереотип “кабинетной, бумажной” работы историка. Данный стереотип в последние десятилетия успешно преодолевается. Вместе с тем, в ряде научных работ использование ИТ ограничивается поиском нужной информации (оцифрованных текстов, будь то монографии или источники) в Интернете с обращением за помощью в.т.ч. в электронные библиотеки и базы данных. Самым же, наверное, “популярным” типом использования ИТ стал набор текста на компьютерах в текстовом редакторе Word, который за последнее десятилетие стал нормой научной работы, успешно вытесняя рукописную форму создания информационных массивов. Но довольствование одним целенаправленным “отбором” информации из всемирной паутины (далее WWW) на наш взгляд всего лишь паллиатив, некий процент от потенциала использования ИТ в научной работе, хотя до сих пор бытует мнение о том, что применение ИТ в работе учёного-историка ограничено особенностями исторических источников. Примером же максимально широкого использования специалистами-историками ИТ может служить использование историками СУБД Access в процессе обработки актовых книг Метрики ВКЛ, или многочисленных инвентарей, описей имений и.т.д., что позволило по-новому взглянуть на экономические, демографические, социальные процессы, протекавшие на нашей земле много веков назад. Зачастую такое максимально полное применение возможностей ИТ в исследовательской работе приводило к неожиданным и оригинальным выводам, к которым отдельный исследователь, без обращения к ИТ просто не пришёл бы в силу элементарной ограниченности своих физических возможностей по обработке огромных массивов числовой информации. Особенно много пользы ИТ принесли в работу над источниками массового характера. В то же время использование ИТ в научном исследовании должно быть рациональным и обоснованным.

В данном реферате автор поставил цель провести анализ достигнутых результатов и возможных перспективных направлений использования ИТ в исторической науке на примере изучения истории гражданской войны в России в 1918-1922 гг. Данная тематика выбрана не случайно, так как она отражает сферу исследовательских интересов автора.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Обзор литературы

В 50-ые годы прошлого века в США зародилось новое направление исторической науки  - квантитативная история или клиометрия. Впрочем, на тот момент профессиональные учёные-историки отнеслись с недоверием и непониманием к попыткам математиков внедрить ЭВМ в изучение истории. К тому же, сказались ограниченная доступность ЭВМ для исследователей, отсутствие современных удобных в работе персональных компьютеров (далее ПК) и.т.п.

Положение изменилось после т.н. “микрокомпьютерной революции” 80-ых годов, связанной с активным внедрением ПК. Произошедшие перемены способствовали развитию исторической информатики, организации ассоциаций, встреч, форумов специалистов, на которых обсуждались те ли иные методы, формы применения ИТ в исследованиях.

В результате,  на данный момент накоплена значительная объёмная методологическая база типов, приёмов применения ИТ. Большая роль в их разработке принадлежит членам ассоциации “История и компьютер” (АИК): таким как, Л.И. Бородкин, В.С. Тяжельников. Необходимо отметить работу кафедры источниковедения и методологии истории исторического факультета БГУ во главе с заведующим кафедрой доктором исторических наук, профессором В.Н. Сидорцовым. Изучением и разработкой методик использования ИТ в историческом исследовании, практическим воплощением теоретического материала в нашей стране также занимаются специалисты Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, Полоцкого государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

В своих исследованиях, значительная часть авторов описывает свой личный опыт использования ИТ в процессе преподавания и изучения истории. Помимо практических наработок имеет место издание обобщающих теоретических работ по использованию ИТ в историческом исследовании. Издаются соответствующие учебники, в.т.ч. и в Республике Беларусь.

Как видим, историческая информатика развивается быстрыми темпами на постсоветском пространстве. Вместе с тем, складывается впечатление, что многие направления исторических исследований оказались практически не затронуты упомянутыми выше тенденциями. К числу подобных направлений историографии, в которых ИТ используются в сравнительно небольшой степени, необходимо отнести изучение истории Гражданской войны в России. На данный момент в научном обороте отсутствуют специализированные пособия, теоретические работы, посвящённые использованию ИТ в истории России XX в.: имеющиеся в наличии у историков пособия содержат описание применения ИТ в изучении истории в целом.

Таким образом, автору пришлось в ходе проделанной работы с одной стороны разыскивать те единичные примеры использования ИТ по данному вопросу, а также, с другой стороны, предлагать собственные варианты использования ИТ при изучении данного вопроса.


Глава 2

Методика исследования

В ходе написания работы автором использовались, прежде всего, общенаучные логические методы исследования, такие как: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение. В частности, данные методы использовались автором в анализе Интернет-ресурсов, посвящённых предмету работы, в выявлении положительных и отрицательных сторон использования Интернета студентом либо учёным-историком  и пр.

Кроме логических методов автор не оставил в стороне специальные исторические методы. С помощью ретроспективного метода автор в частности проследил основные вехи формирования и развития сети Интернет. Историко-системный метод использовался в целях структурирования многочисленных форм, методов применения ИТ в исторических исследованиях и создания на этой основы логичный цельной взаимосвязанной картины рассматриваемого в работе предмета. Применение историко-генетического метода было обусловлено динамической линейной направленностью развития ИТ по мере приближения к  настоящему моменту времени.

Работа соответствует основным принципам методологии: принцип историзма подразумевает последовательный характер рассмотрения проблем, принцип комплексного подхода лежит в основе структурирования работы и анализа соответствующих глав, равно как и принцип объективности, служащий достижению поставленных целей.

 

 


Глава 3

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ при  ИЗУЧЕНИИ  гражданской войны

3.1 Ресурсы сети Internet

Белорусская энциклопедия определяет Интернет как всемирную совокупность компьютерных сетей с единым адресным пространством. Интернет обеспечивает свободный обмен информацией между ЭВМ, которые связываются между собой на основе специальных соглашений (протоколов) с использованием глобальных ресурсов телекоммуникационных сетей, в.т.ч. спутниковой связи.  Синонимами слова Интернет являются понятия  “Всемирная сеть” и “Глобальная сеть”. На повседневном уровне общения в русскоязычной среде используется жаргонизм  “Ине́т”. Также в обиходе под Интернетом подразумевается, прежде всего, Всемирная паутина и доступная в ней информация, а не сама по себе физическая сеть.

Интернет предоставляет практически безграничные возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.

Пожалуй, Интернет стал самым значительным фактором, определяющим развитие современной постиндустриальной цивилизации, информационного общества.

Как и многие другие современные технологические достижения (например, достижения в области космонавтики), своим возникновением Интернет обязан исследованиям в военной сфере.  В 1957 г. на фоне ускоряющейся гонки вооружений между двумя сверхдержавами США и СССР, угрозы ядерной войны, выхода Советского Союза в космос, Министерство обороны США выступило с инициативой создания надёжной системы передачи информации на случай глобальной войны. Агентство передовых исследовательских проектов США (ARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка сети в свою очередь была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Первый сервер ARPANET был установлен 1 сентября 1969 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Соединение двух удалённых компьютеров состоялось под руководством профессора Лайнера Кляйнрока. Один из компьютеров находился в Лос-Анджелесе, другой  - в Стэнфорде, на расстоянии 520 километров.

Постепенно пользователями сети становились не только военные НИИ, но и вполне гражданские институты и библиотеки. К 1971 г. была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети, программа сразу стала очень популярна, а в 1973 г. к сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.

В 1970-х гг. сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, тогда же появились первые списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть ещё не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах. К концу 1970-х гг. начали бурно развиваться протоколы передачи данных, которые были стандартизированы в 1982—83 гг.. 1 января 1983 г. ARPANET перешла на протокол TCP/IP, который успешно применяется до сих пор для объединения (или, как ещё говорят, “наслоения”) сетей. Именно в 1983 году термин “Интернет” закрепился за сетью ARPANET.

Протокол TCP/IP (Transmission control protocol/ Internet protocol) был разработан ещё в середине 70-ых гг. математиком Робертом Каном и специалистом по ЭВМ Винтоном Серфом. Этот протокол позволял обменивать информацией между ЭВМ, находящимися в различных сетях, разрушив проблему несовместимости. Протокол состоит из двух взаимосвязанных протоколов: TCP делит передаваемые сообщения на пакеты, а IP выполняет функции “маршрутизатора”, транспортируя пакеты по сети и выбирая наиболее лучшие маршруты для из доступа. Ещё одним фундаментальным преимуществом протокола TCP/IP стала возможность выходить в Интернет посредством телефонной линии. Так появился модемный доступ.

Долгое время практическое внедрение протокола наталкивалось на сопротивление военных специалистов, пока оно не было преодолено в начале 80-ых годов. В это время происходит “революция персональных компьютеров”. В 1976 г. студенты Стив Джобс и Стив Возняк сделали первый ПК Apple, конфигурация которого включала системный блок, монитор, клавиатура. ЭВМ, основанные на использовании микропроцессорной техники, намного более дешёвые, компактные и быстродействующие, нежели ЭВМ предыдущих “транзисторно-интергральных” поколений, впервые стали доступны широкому кругу рядовых пользователей. Интернет открыл для рядовых граждан не только научные, образовательные, но и развлекательные, коммуникационные возможности.

В 1984 г. у сети ARPANET появился серьёзный соперник. Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet (сокр. от англ. National Science Foundation Network), которая была составлена из более мелких сетей и имела гораздо бо́льшую пропускную способность, нежели ARPANET. К этой сети за год подключились около 10 тыс. компьютеров, звание “Интернет” начало плавно переходить к NSFNet.   Окончательно ARPANET “сошёл со сцены” в 1990 г.

Годом ранее, в 1989 г. в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям (фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN) родилась концепция Всемирной паутины WWW (World Wide Web). Её предложил знаменитый британский учёный Тим Бернерс-Ли, который в течение двух лет разработал протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol), язык HTML (Hypertext Markup Language) и идентификаторы URL (Unified Resourse Locator – универсальный указатель ресурсов).

Протокол HTTP в настоящее время повсеместно используется во Всемирной паутине для получения информации со страничек сайтов. С помощью HTTP осуществляется запрос клиента на тот или иной ресурс, обладающий своим адресом URL, выступающим в качестве ссылки в запросе клиента.

Во время работы в Интернете страницы гипертекста отображаются на экране монитора. Они содержат фотографии, тексты, картинки, а главное – ссылки на другие страницы. Программа, обрабатывающая файлы гипертекста, называется браузером (browser – обозреватель). Браузер определяет форму отображения страницы, расставляет в нужные места картинки, обеспечивает правильный переход по ссылкам и выполняет множество других полезных функций. Наиболее известные браузеры это самый распространенный Internet Explorer фирмы Miсrosoft, популярный в 1990-ые гг. Netscape Communicator, Opera. Сами же сайты представляют собой совокупность файлов, принадлежащих какому-либо лицу или организации и имеющих уникальный адрес URL.

Формы использования Интернета в процесс изучения и преподавания истории следующие. Во-первых, осуществление поиска информации (оцифрованных источников либо научной литературы) с использованием виртуальных библиотек, сайтов высших учебных заведений, научных центров, виртуальных музеев, тематических сайтов, посвящённых тому или иному разделу исторического знания. Если на начальном этапе своего развития Интернет использовался для осуществления связи между отдельными людьми посредством электронной почты или группами специалистов с помощью электронных конференций, то в наши дни основная задача, функция, роль Интернета – поиск информации.

Сама по себе текстовая информация, размещённая в Интернете, подразделяется на справочную информацию, научно-популярную, учебную, познавательную.

 Интернета обеспечивает обмен научной корреспонденцией с помощью электронной почты, блогов, форумов, размещённых на тематических сайтах. Таким образом, также осуществляется информирование о проходящих и планируемых научных мероприятиях: конференций, съездов, симпозиумов. Благодаря Интернету, в значительной степени ускоряется процесс контактов между учёными-историками, представляющими различные национальные исторические школы, осуществляется оперативное знакомство исследователей с новыми открытиями, концепциями, мнениями, оценками, которые высказываются специалистами, отдалёнными в географическом плане друг от друга на тысячи километров.

В сфере образования Интернет предоставляет безграничные возможности для организации совместных в.т.ч. международных образовательных проектов студентов различных университетов. Интернет позволяет осуществлять дистанционное обучение на уровнях средней и высшей школы с помощью тематических сайтов учебных организаций, электронной почты. Помимо получения информации Интернет обеспечивает формы контроля знаний, информирование  об учебных процессах (планах работы, экзаменационных вопросах и.т.д.). Традиционная модель обучения подразумевает использование ограниченного набора в основном письменных методических материалов (учебные пособия, хрестоматия и.т.д.), в то время как Интернет позволяет обратиться к практически безграничному, постоянно пополняющемуся ресурсу информации. Данный фактор потенциально способствует уменьшению зависимости учащихся, преподавателей, исследователей от догматических схем, стереотипов, характерных для традиционной среды обучения, стремящейся к безальтернативности учебных и исследовательских концепций.

Интернет также способствует резкому увеличению доступа к невербальным источникам информации: фотоархивам, видео и звукозаписям и.т.д. Данные материалы способствуют, с одной стороны, успешной научной деятельности, формируя многогранное видение изучаемой проблемы, с другой стороны, они выступают как средства наглядности в преподавании истории.

Кроме того, Интернет открыл новые возможности для самостоятельной, творческой деятельности студентов, учащихся школ.

Вместе с тем, неумеренное и неконтролируемое использование ресурсов Интернета грозит отрицательными последствиями. Работая в Интернете, учёный либо учащийся неизбежно сталкивается с настоящим шквалом информации, в том числе некачественной либо откровенно небезопасной. Таким образом, процесс обучение и поиска нужной исследователю информации с помощью Интернета должен обладать чёткими критериями отбора информации, подразумевающими в.т.ч. игнорирование информации антинаучного, публицистического, конъюнктурного содержания. Сказанное касается не только вопросов организации научной и учебной деятельностей самих по себе. Не следует забывать о необходимости педагогического и психологического подхода к использованию ресурсов Интернета учащимися.

Сказанное выше можно абсолютно справедливо отнести к использованию Интернета по отношению к любой области исторической науки, исторического знания. Тем не менее, автором представляется целесообразным выделить некоторые Интернет-ресурсы, которые содержат информацию, посвящённую истории гражданской войны в России.

Прежде всего, необходимо выделить библиотеку военной литературы “Милитера”: http://militera.lib.ru/index.html. На её страницах можно найти электронные издания воспоминаний военноначальников, политических деятелей периода гражданской войны, таких как: А.А. Брусилов, С.М. Буденный, П.Н. Врангель,  А.И. Деникин. На сайте представлены монографические исследования и статьи современных российских (С.В. Волков)  и советских (С.Н. Семанов) историков, посвящённые вопросам военной истории гражданской войны в России, конкретным историческим персоналиям.

Ценную для исследователя информацию содержат также отдельные страницы Интернет-ресурсов, посвящённые, в целом, военной истории либо истории России. Так, например, с многочисленными источниками и научными работами в электронном виде можно ознакомиться на популярном историческом сайте “Хронос”: http://hrono.ru/. Представляет определённый интерес подборка электронных книг по данной тематике на не менее популярной в Рунете “библиотеке Машкова”: www.lib.ru

Уникальный материал содержится в “электронной версии”  Центрального Музея Вооруженных Сил Российской Федерации: http://www.armymuseum.ru/index.html. Сайт содержит богатый фактологический, фотографический материал, посвящённый Белому движению, Красной Армии, который можно использовать как наглядный материал в процессе преподавания и изучения данной темы. В то же время, следует указать, что сайт находится в процессе разработки, и в электронной версии представлен пока лишь незначительный объём фотоматериалов, письменных источников, текстов из богатейших фондов музея. Тем не менее, провести по нему виртуальную “экскурсию” можно в любой момент.  

С развитием Интернета российские ВУЗы начали постепенный процесс создания своих электронных библиотек – виртуальных “копий” своих реальных аналогов. Не остался в стороне Московский государственный университет. Исследователю особенно полезной в этой связи может оказаться библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Помимо непосредственно источников по истории России, на сайт помещены ссылки на другие собрания электронных ресурсов по данной тематике: например, на электронную библиотеку http://ldn-knigi.narod.ru/,  хрестоматию документов по истории России прошлого века http://his95.narod.ru/doc00.htm, ссылки на упомянутые выше “Библиотеку Мошкова” и “Военную литературу”.

Сайт “Белая Гвардия” http://www.whiteforce.newmail.ru/ind.htm  содержит значительный объём уникальной информации по истории Белого движения. Примером тому служат оцифрованные изображения денежных знаков, которые печатались белыми правительствами, знамён конкретных военных частей, орденов. Учредители сайта планировали создать базу данных по всем военным подразделениям белых армий, но по ряду причин (недостаток источников, трудности с финансированием) этот план оказался реализован только в меньшей части, в отношении вооружённых сил П.Н. Врангеля. В то же время, к подобным сайтам необходимо подходить с известной долей осторожности из-за определённой идеологической направленности публикаций.  

Большую помощь исследователю может оказать сайт Федерального архивного агентства (Росархива) http://www.rusarchives.ru/site.shtml. На его страницах можно встретить публикации источников по различным вопросам российской истории (http://www.rusarchives.ru/publication/list.shtml#2). Также, на сайте помещён перечень тематических баз данных федеральных и региональных архивов, благодаря чему учёный сможет получить информацию, в каком архиве на территории РФ целесообразнее проводить исследования.

С флагами государственных образований времён гражданской войны можно ознакомиться на странице http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/separat.htm сайта “Флаги России”, флаги и знамена интервентов представлены на странице http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/interven.htm на этом же сайте. Сайт http://mina.ru/posters/ “специализируется” на коллекциях плакатов российской и мировой истории. По соответствующим ссылкам историк может попасть на галереи плакатов времён гражданской войны.

Не меньший интерес для исследователя должны представлять столь популярные в наши дни в Интернете блоги – личные дневники Интернет-пользователей и тематические Интернет-сообщества, на которых авторы блогов обсуждают различные проблемы. Владелец блога может оперативно получать информацию о выходе в свет новых монографий, о планируемых конференциях, делиться результатами своей научной деятельности, либо, наоборот, задать вопрос специалистам. С другой стороны, пространство Интернета, фактически слабо контролируемое государственными либо наднациональными органами, открыто для различного рода инсинуаций, публикаций, основанных на недостоверных источниках, либо помещённых в сеть с провокационными, политическими и конъюнктурными целями. И снова здесь учёный должен уметь отличать “плевела от зёрен”, не поддаваясь на провокационную информацию.

Информация по истории гражданской войны представлена в блогосфере на страницах сообществ: “Гражданская война в России” (http://community.livejournal.com/ru_civil_war/profile), “ Вопросы истории” (http://community.livejournal.com/ru_history/profile), “Белая Сибирь” (http://community.livejournal.com/kolchak_ru/profile), “ Белое дело” (http://community.livejournal.com/beloe_dvijenie/profile), “Красная армия” (http://community.livejournal.com/su_army/profile).

В целом, можно сделать вывод, о том, что информация, посвящённая гражданской войне в России, включая оцифрованные источники и монографические исследования, богато представлена в Интернете. В отношении поиска и отбора информации исследователь должен проявить максимум внимания, ориентируясь, прежде всего на сайты Вузов, библиотек, архивов, “виртуальных” библиотек, личных сайтов специалистов, обладающих соответствующей репутацией.  В этом отношении является необходимым для преподавателей истории России в ВУЗах, исследователей информировать своих студентов, магистрантов, аспирантов о необходимых в их работе конкретных электронных ресурсах для того, чтобы оптимизировать поиск нужной информации студенту либо молодому учёному, свести к минимуму вероятность использования недостоверной информации, “скаченной” из сети.


 

3.2 Multimedia-курсы

Белорусская Энциклопедия определяет мультимедиа как электронную информационную технологию, которая обеспечивает пользователя всеми видами информационных услуг в интерактивном режиме (по требованию пользователя). Термин возник в конце 60-начале 70-ых гг. как синоним средств массовой информации. В наши дни мультимедиа подразумевает одновременное использование нескольких видов информации: текстовой, графической, видео, аудиальной информации. Притом первоначально под мультимедиа подразумевалась только линейная мультимедиа наподобие кино, когда просматривающий его человек никаким образом не может повлиять на вывод кадров фильма на экран (направленность, скорость показа и.т.д.) В наши дни мультимедиа является своеобразным синонимом понятия “интерактивность”: помимо одновременного ввода различной по способу представления и носителю информации, пользователь имеет возможность контролировать и управлять данным процессом.

Возможности мультимедиа велики. Так, мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор, или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как “живой”, так и предварительно записанной. Мультимедиа-продукт, размещённый во “всемирной паутине”, может быть записан на конкретный компьютер и воспроизведен отдельно, либо может иметь место прямое его воспроизведение “он-лайн”. Мультимедиа несёт не только развлекательную нагрузку, что, например, в чистом виде характерно для лазерного шоу на концерте или для домашнего кинотеатра (но с некоторыми оговорками в данном случае). Мультимедиа-технологии можно использовать для упрощения восприятия информации пользователем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким образом, применение мультимедиа-презентаций, курсов, электронных учебных пособий на CD-носителе в процессе изучения истории является блестящим примером  использования средств наглядности и формирования у студентов, учёных более чёткого, осмысленного, красочного, богатого деталями взгляда на прошлое,  более глубокого уровня знаний и чувства понимания ушедшей эпохи.

Кроме того, как мы уже говорили, различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Интерфейс мультимедиа-продуктов становится объектно-ориентированным, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями (скажем, выложить видеоролики на популярном сервисе YouTube пользователь может без знания о принципах сжатия, раскодирования информации и.т.д.). В то же время принцип интерактивности может быть использован для организации электронных форм контроля знаний, например, через специализированные тестовые программы.

Наконец, без применения мультимедиа-технологий было бы невозможным дистанционное обучение. Таким образом, мультимедиа-технологии могут эффективно применяться в процессе овладения студентами первичными знаниями (особенно в условиях отсутствия преподавателей, читающих лекции), а также отработки навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки.

В Российской Федерации в последнее время популярностью пользуются мультимедиа-учебники российской истории. Более того, в РФ существует издательство ООО “Клиософт”, специализирующееся на разработке и издании мультимедийных учебников истории. Учебные пособия издательство начало активно выпускать ещё в середине 90-ых гг. прошлого века. Так, например, мультимедиа-учебник “История России XX век” состоит из DVD-диска и брошюры, и содержит три уровня сложности: для учащихся 9-ых, 11-ых классов и для студентов непрофильных ВУЗов. Учебник содержит более 6000 объектов визуального ряда фотографий и репродукций, более 3500 объектов визуального ряда (фонов, схем, диаграмм, карт), более 200 видеофрагментов общей длительностью более двух часов, не говоря о таких “мелочах” как терминологический словарь, хронология, анимированные карты, звуковые документы. Лекции-презентации учебника в любой момент можно остановить, перейти к изучению дополнительного материала, вернуться назад, перевести программу в режим просмотра видеоряда в "ускоренном" темпе. Контроль усвоенных знаний осуществляется организацией тестов после соответствующих параграфов. Данное пособие получило множество премий, призов на международных конференциях и выставках, набор элементов, которые содержатся в пособии, можно считать идеальным вариантом представления информации в мультимедиа-продукте.

Ещё одним успешным примером использования мультимедиа-технологий в изучении истории России может служить созданный коллективом Российской Академии Образования (РАО) курс дистанционного обучения "Экономическая история России XIX - XX вв." Основу курса составляет информационное пособие, снабжённое элементами мультимедиа-технологий и гипертекстом. Пособие пересылается учащимся по электронной почте. В дальнейшем учащиеся выполняют задания с использованием справочного блока курса, размещаемого на основном сервере. Другими формами выполнения заданий является поиск информации в Интернете, подготовка электронного реферата, проведение итоговых тестирований и презентаций в режиме электронных телеконференций. На каждом этапе предусматривается обратная связь с преподавателем (координатором проекта) для корректировки индивидуальных или коллективных действий учащихся. 

Любое уважающее себя министерство образования либо руководство вуза будет активно применять мультимедиа-технологии в виде, например, электронных учебных модулей (ЭУМ). Но в процессе работы исследователя-историка мультимедиа-технологии выполняют пока вспомогательную функцию, как правило, ограничиваясь электронными презентациями своих  научных работ, выполненных, например, в простом популярном редакторе PowerPoint. Не является исключением из правил история гражданской войны. Исследования носят по существу нарративный характер, и речь сегодня может идти об использовании мультимедиа-технологий как дополнительного способа представления информации.

Впрочем, нет правил без исключений. Так, коллективом военно-исторического клуба при Самарском областном историко-краеведческом музее подготовлена в 2004 г. интересная презентация "Михаил Фрунзе - мастер стратегических операций” (http://www.adit.ru/rus/conference/adit2004/regPrIM/presentation.asp?nomer=28). Все желающие имеют возможность ознакомиться с военными операциями М.В. Фрунзе с помощью имитации компьютерной стратегической игры, что особенно близко современным школьникам. Также, использование мультимедиа-технологий характерно для деятельности музеев. Как пример можно привести сайт Центрального Музея Вооруженных Сил РФ, о котором шла речь выше.

Также мы не должны забывать получивший в наши дни широчайшее распространение в системе среднего и высшего образования проектный метод обучения, при котором коллективы учащихся выполняют творческие задания. Формой отчётности выступает презентация.


3.3 Методы квантитативной истории

Поиск информации в Интернете, использование мультимедиа-технологий являются едва ли не самыми распространёнными и массовыми формами использования ИТ в изучении истории. Между тем, существуют другие области эффективного применения ИТ. Речь идёт об исследованиях исторических явлений, выраженных количественными характеристиками (переписи населения, материалы статистических обследований и пр.), источников, дающих идентичную характеристику многочисленным однородным объектам и явлениям (т.н. "массовые" источники), построение формально-количественных моделей исторических процессов. Существующее на сегодняшний день программное обеспечение позволяет создавать базы данных информации, содержащейся в массовых источниках. К этому  можно добавить возможности работы с вербальными источниками, что в частности проявляется в использовании метода контент-анализа. Метод основан на фиксации слов, носящих сильно выраженную эмоциональную окраску, установлении метафор, преувеличений и повторений, выделении понятий, связанных с семьей, частями тела и национальными символами с последующей записью ранее зафиксированных слов и выражений для дальнейшего анализа. Наиболее ярким примером же массового использования компьютерных технологий в исторических исследованиях является технология баз данных (БД)

Следует отметить, что в советской исторической школе количественные методы анализа массовых источников с помощью ЭВМ применялись с 70-ых гг. Здесь мы имеем в виду работы, посвящённые эволюции аграрного сектора экономики Российский империи, вопрос, который в рамках марксистской исторической концепции имел стратегическое значение. Среди историков-квантификаторов, занимающихся данными исследованиями необходимо назвать работы И.Д. Ковальченко и Л.В. Милова, анализирующие структуры помещичьего и крестьянского хозяйства, работы О.Г. Буховца по изучению массового сознания крестьянства Российской империи начала XX в. и др. Использование новых методов исследования заставляли историков переоценивать устоявшиеся взгляды и положения. В целом же, изучение аграрной истории России XIX-начала XX  вв. с использованием ЭВМ позволило создать чёткую картину типов социальной организации сельскохозяйственного производства в крупном, помещичьем, и мелком, крестьянском, хозяйстве. Работы, посвящённые анализу массового сознания крестьянства, выявили его глубокую структурированность, чем опровергали устоявшееся в научной среде мнение о политической “аморфности” крестьянской массы.

Применение ИТ в значительной степени стимулировало развитие исторической демографии. Историки получили возможность создавать базы данных, сводя в них информацию из многочисленных источников (например, переписей, инвентарей имений и.т.д.). Использование БД позволило проводить обработку и многогранный анализ имеющегося в распоряжении историка огромного источникового материала. Примером подобной успешной работы может служить проделанная совместно российскими и белорусскими исследователями работа по изучению особенностей развития крестьянской семьи в XVIII-XIX вв.

Необходимо признать, что на постсоветском пространстве СНГ недостаточно быстрыми темпами развивается процесс перевода в электронный вид архивных источников. Технология оцифровки архивных источников скрывает в себе огромное преимущество для историков: труднодоступные источники намного легче найти, обработать, дать им правильную интерпретацию. Однако систематической работы в этом направлении, учитывая трудности в законодательстве и огромные масштабы архивных источников, не ведётся. Оцифровкой источников, как правило, занимаются специализированные группы исследователей в рамках определённого научного проекта. В то же время на данный момент значительное количество исторических источников переводятся либо изначально существуют только в электронной форме. Это связано как с особенностями хранения некоторых источников (например, периодики), так и с развитием ИТ, когда значительное количество изданий имеют свои равноценные электронные версии.

 Между тем, на основании анализа имеющейся в распоряжении историка литературы, складывается впечатление, что современная российская историография истории гражданской войны если не игнорирует, то, во всяком случае, практически не использует данные технологии. Современная российская историография достаточно полно представлена изданиями архивных источников, каталогами периодических и продолжающихся изданий по тематике гражданской войны, однако в данном случае речь идёт всего лишь о введении в научный оборот ряда архивных источников, которые ранее были засекречены и недоступны. Особенностью предыдущей советской историографической традиции гражданской войны было крайне одностороннее освещение событий исключительно со стороны победителей. В результате, российской историографии пришлось как бы заново “переоткрывать” историю гражданской войны, начиная, естественно, с нарративных методов работы и нарративных источников (мемуары, воспоминания, дневники, материалы переписки). Впрочем, элементы использования количественных методов исследования на основе применения ЭВМ (базы данных, математические возможности простейших редакторов наподобие Excel) использовались в ряде работ таких историков, как: В.Г. Войнов, Ю.А. Ильин, С. Исхаков, М.А. Молодцыгин, В.И. Мусаев, В.В. Овечкин, Л.Н. Суворова, Р.Н. Хазиев, И.А. Чуканов, В.А. Шишкин. Не остаётся в стороне от исследований АИК. Так, например, на страницах сборника трудов VII конференции АИК в 2001 г. была размещена статья В.В. Канищева “Можно ли измерить параметры “Русского бунта?”, в которой автор предложил использовать количественные методы анализа при выявлении пространственно-временных закономерностей революционных выступлений на территории России в 1917 г, в частности, через применение механизма типологии и кодирования типов революционных выступлений.

Как видим, применение ИТ эффективно в таких разделах исторического знания, как: историческая демография, экономическая история, социально-политическая история. Не являются исключением исследования гражданской войны: методы количественного анализа используются в основном в работах, в которых рассматриваются различные экономические и социальные вопросы.

 Перспективы применения ИТ в изучении истории гражданской войны остаются значительными. Пояснить данный тезис имеет смысл на примере исследований автора. Автор занимается проблематикой истории иностранных военных формирований, в частности, чехословацких военных частей на территории России в 1914-1920 гг.

Так, автор считает, что в рамках своего исследования было бы целесообразным провести на основе имеющихся письменных свидетельств контент-анализ групповых фантазий чешских легионеров и интернационалистов в различные периоды (мятеж корпуса, его дислокация в Сибири, эвакуация и.т.д.). Автор выдвигает следующую гипотезу: массовый страх легионеров (как рядового состава, так и офицерства) перед ударом в спину и нападением большевиков на них весной 1918 г. имел помимо прочих факторов причиной комплекс вины перед Австро-Венгрией, которой они, перейдя на сторону России в 1914-1917 гг., предали,  являясь подданными Австро-Венгрии. Хоть они и боролись за независимость Чехии, на подсознательном уровне бытовало восприятие Австрии как материнской державе. Этот страх побуждал чехов не разоружаться и, главное, охотно вступать в столкновения с большевиками. Но эту гипотезу можно проверить только при наличии перед руками исследователя необходимого объёма источников. Только потом можно обращаться к соответствующей программе (TACT).

 Выборка письменных источников, их перевод на машинный носитель, отбор содержащихся в них ключевых слов, отражающих те или иные психологические настроения и эмоции солдат невозможен без применения ЭВМ и соответствующих программ. Ограничением для использования данного метода представляется временная недоступность для автора фондов ряда российских и чешских архивов, где хранится основной массив необходимой информации и свидетельств.

Сказанное выше в равной степени относится и к вопросу применения количественного анализа. Например, неизвестна численность и структура ряда интернациональных военных частей, кроме того, во многих частях были перемешаны представители различных национальностей и порой крайне тяжело установить численность чехословаков в таких соединениях. Необходим доступ в российские и чешские архивы. Только тогда можно будет говорить о создании полноценных баз данных личного состава по военным подразделениям. На основании же упорядоченной в БД информации можно будет применять различные методики количественного анализа.


Глава 4

Обсуждение полученных результатов

На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что в применении ИТ в изучении гражданской войны историками достигнуты значительные результаты.

В Интернете на данный момент находится значительное количество сайтов, посвящённых тематике гражданской войны, на которых можно найти оцифрованные многочисленные источники и монографии, получить информацию о фондах архивов, библиотек, научных коллективах соответствующих кафедр. Также Интернет предоставляет коммуникационные возможности, заметно ускоряющие обмен мнениями, информацией, результатами своих исследований между учёными, организацию научно-образовательных мероприятий.

Достигнуты определённые результаты в использовании мультимедиа-технологий по истории России. Автор в качестве примера привёл электронное пособие по истории России для дистанционного обучения и опыт организации тематической музейной презентации.

Также, стало очевидно, что современные российские историки активно используют количественные методы анализа информации с помощью ИТ в исследованиях, которые в первую очередь касаются демографических, экономических, социальных аспектов гражданской войны.

Между тем, использование Интернета как источника получения информации должно быть грамотным, т.е. соответствовать принципу критического отбора информации из WWW, своеобразного “контроля качества”. Также, было отмечено, что на сегодняшний день отсутствует образовательный мультимедиа-продукт пособие, посвящённое Гражданской войне, следовательно, перспективы использования мультимедиа-технологий в этой области очевидны.

Также, далеко не полностью исчерпаны перспективы использования ИТ как средств применения количественных методов исторического исследования. Автор на примере своего исследования раскрыл возможные перспективы применения ИТ, которые, в принципе, можно найти в любой научной работе в данной области.


Заключение

  Появление ИТ в исторических исследованиях открыло перед историками огромные возможности. Историк может теперь намного более оперативно отыскать нужную информацию с помощью Интернета, ознакомиться с необходимыми источниками и научными работы, буквально не выходя из дома, что особенно ценно, если доступ к данным материалам затруднён.

ИТ (мультимедиа-технологии в данном случае) формируют у студентов, учащихся наглядное многомерное видение прошлого, способствуют развитию творческой деятельности учащихся, следовательно, способствуют выявлению и повышению квалификации в дальнейшем потенциальных научных кадров.

Также ИТ открывают перед исследователем-историком новые возможности для анализа как количественных, “массовых”, так и вербальных источников. Долгое время считалось, что вербальные текстовые источники в принципе не могут быть проанализированы с помощью ЭВМ. Использование метода контент-анализа, основанного на применении программ анализа текста, позволило опровергнуть этот стереотип.

Использование ИТ стало фактором (равно как и составной частью) методологического поворота исторической науки, проявившегося в возникновении и развитии качественно новых дисциплин: исторической лингвистики, антропологии и др. Использование ИТ соответствует современным тенденциям к междисциплинарности сфер научного знания. Историческая наука получила во второй половине прошлого века мощный стимул к развитию, “взяв на вооружение” достижения ряда гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.


Список литературы

 

1.     Бешенков, С. А., Гейн, А. Г., Григорьев, С. Г.  Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. 1995. – 144 с.

2.     Габрусевич, С. А. Россия в годы гражданской войны (1918-1920 гг.) / Габрусевич С. А. // Современная историография новейшей истории России и истории СССР / под ред. В. И. Меньковского – Минск, 2007. – С. 39-66.

3.     Гончарик, А. Тайны создания сети Интернет / Гончарик А. // Мой Интернет. – 2007. - №3.  – с. 8-10.

4.     Гусев. В. С. Эффективный поиск информации в Internet/ Гусев В. С. – М., 2004. – 336 с.

5.     Интернет // Википедия – 2007 – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет.  – Дата доступа: 18 декабря 2007 г.

6.     Историческая информатика: Учеб. пособие / Под ред. Бородкина Л. И. и Гарсковой И. М.. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.

7.     История России: XX век // История России Мультимедиа-учебник – 2007  - Режим доступа: http://www.history.ru/content/view/12/33/.  – Дата доступа: 18 декабря 2007 г.

8.     Исхаков, С. Российские мусульмане и революция 1917-1918 гг. / Исхаков С.  – М., Мысль, 2004. – 476 с.

9.     История России: XX век // История России Мультимедиа-учебник – 2007  - Режим доступа: http://www.history.ru/content/view/12/33/.  – Дата доступа: 18 декабря 2007 г.

10.                        Канищев, В. В. Можно ли измерить параметры “Русского бунта”? / Канищев В. В. // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. /  Труды VII конференции Ассоциации “История и компьютер”/ Ред. Л. И. Бородкин, В. Н. Владимиров, И. В. Юшин – М., 2001. – с. 134-159.

11.                        Круг идей: микро и макро подходы в исторической информатике / Труды V конференции Ассоциации “История и компьютер”/ Ред. Л. И. Бородкин, В. Н. Сидорцов, И. Ф. Юшин. – Мн.: БГУ, 1997. Т. 1-2 – 352 с.

12.                        Круг идей: модели и технологии исторической информатики / Труды ІІІ конференции Ассоциации “История и компьютер”/ Ред. Л. И. Бородкин и И. Ф. Юшин. – М., 1996. – 344 с.

13.                        Круг идей: новое в исторической информатике/ Труды І конференции Ассоциации “История и компьютер”/ Ред. Л. И. Бородкин и В. С. Тяжельникова. – М., 1994. – 170 с.

14.                        Круг идей: развитие педагогической информатики/ Труды IV конференции Ассоциации “История и компьютер”/ Ред. Л. И. Бородкин и И. Ф. Юшин. – М., 1997. – 352 с.

15.                        Лаборатория дистанционного обучения / /  - Российская Академия Образования – 2007. – Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/.  – Время доступа: 18 декабря 2007 г.

16.                        Милов, Л. В. От Нестора до Фонвизина. –  М., 1994.

17.                        Мусаев, В. И. Преступность в Петрограде в 1917-1921 гг. и борьба с ней. / Мусаев В. И. – Спб., Дмитрий Буланин, 2001. – 208 с.

18.                        Робачевский, А. М. Глобальная сеть Интернет / Робачевский А. М. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1995. № 13. С.127-134

19.                        Сидорцов, В. Н., Балыкина, Е. Н., Комличенко, В. Н., Липницкая, О. Л., Новевич, В. Л. и др. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учеб. пособие/ Под ред. В. Н. Сидорцова, Л. И. Бородкина. – Мн.: ЗАО «Веды», 1998. – 316 с.

20.                        Сорокин, В. Н. Мультимедиа презентация "Михаил Фрунзе - мастер стратегических операций" / Сорокин В. Н. // Восьмая ежегодная конференция АДИТ-2004 "Информационные технологии: доступ к культурному наследию". – 2004. – Режим доступа: http://www.adit.ru/rus/conference/adit2004/regPrIM/presentation.asp?nomer=28#.  – Время доступа: 18 декабря 2007 г.

21.                        Ткачэнка, А. П.  Мультымедыа/ Ткачэнка А. П. // Беларус. Энцыкл: у 18 т. – Мінск, 2000. – Т. 11. – С. 23.

22.                        Шаранкоў, А. В. Інтэрнэт / Шаранкоў А. В. // Беларус. Энцыкл: у 18 т. – Мінск, 1998. – Т. 7. – С. 288.


Предметный указатель



АИК:   3, 8, 27

БГУ:   3, 8, 34, 48

дистанционное обучение:   16, 22

Интернет:   4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 30, 33, 35, 37

контент-анализ:   28

МГУ:   3, 18

"массовые" источники:   25

мультимедиа:   21, 22, 23, 24, 25, 30, 32

СУБД:   3, 6

ЭУМ:   3, 24

TCP/IP:   4, 13




 




Интернет-ресурсы в предметной области

 

По тематике моих исследований (чехословацкие военные формирования в России в годы гражданской войны) сложилась своеобразная ситуация: с одной стороны, “глобальная паутина” богата на ресурсы, которые с разной степенью глубины, касаются истории чехословацкого корпуса. С другой стороны, информация о деятельности чехословацких интернационалистов в сети практически не представлена, что объясняется падением интереса к данной проблематике в современной российской и чешской историографиях, а также в обществе в целом, хотя в советской историографии интернационалистам уделялось значительное, если не большее внимание.

В целом же, стоит отметить, что электронные ресурсы в моих исследованиях носят вспомогательный характер, дополняя материалы, содержащиеся в библиотеках и архивах. Во многом подобное отношение связано с острожным и критичным подходам к электронным ресурсам, многие материалы которых откровенно грешат публицистичностью изложения, конъюнктурностью подачи материала, искажением источниковых сведений, фактологическими неточностями и.т.д.

http://www.pamatnik.valka.cz/stranky/uvodRU.php -  Сайт „Почётное воспоминание“. Основной задачей деятельности сайта является создание и сохранение в Интернете подробного и полного списка чехословацких легионеров, которые в 1914 – 1920 гг. погибли или умерли на разных полях сражений за свободу чехословацкого государства. Сайт содержит разделы:  - “Информация о проекте”; “Чехословацкие легионы 1914-1920”, в котором размещены очерки о действиях легионеров в России, Франции, Италии; “База погибших и умерших” (4560 имён, форма для поиска) и.т.д. Сайт доступен в версиях на шести языках: чешском, словацком, русском, английском, немецком, французском.

http://web.mac.com/czechlegion/iWeb/TheCzechLegion/Introduction.html - сайт содержит богатый и уникальный фотоматериал по истории чехословацких легионеров. Доступен на трёх языках: английском, чешском, словацком.

http://www.zaimka.ru/01_2003/simonov_corps/ - статья известного исследователя Д. Г. Симонова “Чехословацкий корпус на востоке России в 1918–1920 гг.” на страницах сибирского электронного исторического журнала “Сибирская заимка”. В статье уделяется особое внимание количественному составу корпуса, его дислокации в данный период.

Также на сайте www.zaimka.ru содержатся статьи исследователей,  обеспеченные соответствующим библиографическим аппаратом, посвящённые различным вопросам истории гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке.

http://whiterussia1.narod.ru/CITIZI/CHEHOCOR.htm - информация о военных подразделениях чехословацкого корпуса на территории России на сайте “Белая Россия”. Страница содержит ценную информацию о комсоставе подразделений корпуса.

http://www.biografia.ru/cgi-bin/quotes.pl?oaction=show&name=grvoyna09 – главы из книги С.Н. Шишкина "Гражданская война на Дальнем Востоке" (Военное издательство министерства обороны СССР, Москва, 1957 г.), посвящённые деятельности сил корпуса в данном регионе.

http://www.rusk.ru/st.php?idar=321442 – статья одного из ведущих современных российских исследователей истории гражданской войны В. Ж. Цветкова “Легион гражданской войны”, опубликованная на страницах “Независимого военного обозрения” (N 048 (122) от 18 декабря 1998 г).

http://army.armor.kiev.ua/hist/cheh-korps.shtml    -  статья И.В. Ладыгина “Чехо-Словацкий корпус в антибольшевистском вооруженном перевороте 1918 года”. Содержательная обзорная статья, содержит небольшой фотоматериал, а также указатель источников.

http://www.rusk.ru/vst.php?idar=321702 -  электронное издание книги известного историка В.Ж.  Цветкова “Генерал Дитерихс”, выпущенной в 2004 г/ издательством “Посев” на сайте “Белое воинство”. Несмотря на ангажированность электронного ресурса, книга, посвящённая первому командиру чехословацкого корпуса и одному из идеологов Белого движения генералу М.К. Дитерихсу,  отличается историчностью, основательностью, системностью, наличием богатого ссылочного аппарата.

www.lib.csu.ru/vch/1/2005_02/011.pdf - статья исследователя Д. В. Салдугеева “Чехословацкий легион в России”. Статья сопровождается богатым списком ссылок на литературу. 

Также определенную ценность для исследователя представляют следующие чешские сайты:

http://www.jaromir-jermar.cz/historie/ceskoslovenske-legie-v-i-svetove-valce-za-vznik-samostatneho-statu.html - Информация, посвящённая истории чехословацкого корпуса на персональном сайте чешского историка Яромира Ермаржа.

http://www.svedomi.cz/on/on_pat_legie.htm - подробная информация о деятельности корпуса в России, подготовлена чешским историком Томашем Павлицей.

 http://www.pamatnik.valka.cz/novy/cz/clanky.php - сайт, итог многолетней работы коллектива чешских и словацких историков, представляет собой перечень статей, посвящённых тем или иным событиям из истории чехословацкого корпуса. Сайт содержит также ссылки на многочисленные сайты краеведческих организаций, посвящённых подразделениям корпуса.

http://militera.lib.ru/science/bluher_vk/01.html -  Блюхер В.К. “К истории 30-й стрелковой дивизии (Речь на встрече с писателями 22 ноября 1935 г.”). Источник. Советский военноначальник вспоминает о своём участие в боях с белочехами.

Источник доступен на сайте militera.lib.ru. На данном ресурсе также содержатся многочисленные воспоминания участников гражданской войны, являющиеся источниками по истории белочехов и чехословацких интернационалистов, такие как:

http://militera.lib.ru/db/budberg/  - “ Дневник белогвардейца”  А.П. Будберга в электронной библиотеке militera.lib.ru. Источник. В дневниковых записях военного министра в правительстве адмирала А.В. Колчака содержится ценная информация о взаимоотношениях чехословацкого корпуса с режимом А.В. Колчака;

http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/ - “Очерки русской смуты” А.И. Деникина. Источник. В мемуарах одного из лидеров Белого движения содержится интересная информация о деятельности иностранных добровольных военных формирований в составе русской армии в первую мировую войну, их действий в 1917 году и в последующий период.;

http://militera.lib.ru/h/kakurin_vatsetis/ -  электронная версия  работы Н.Е. Какурина, И.И. Вацетиса “Гражданская война. 1918-1921”, которая была впервые издана в 1924 году. Авторы – непосредственные участники Гражданской войны, военноначальники и военные теоретики. Работа характера отсутствием искажений ряда проблем истории гражданской войны, характерных для позднейшей советской историографии;

 

В наши дни в средствах массовой информации периодически появляется информация, посвящённая различным аспектам истории иностранцев в России в годы гражданской войны. Как правило, поводом для таких сюжетов становятся памятные даты, открытие  каких-либо мемориалов, памятников, музеев. Пример подобного материала:

http://www.radio.cz/ru/statja/79165  - статья “Могилы белочехов разбросаны вдоль всего Транссиба”  Либора Кукала на русскоязычной версии сайта “Радио Прага” от 23 мая 2006 года. Статья посвящена  открытию памятника и ремонту кладбища белочехов во Владивосток и иллюстрирует отношение современных чешских и российских общественных организаций к данному вопросу

 В периодической печати встречаются материалы обзорного, публицистического характера, к которым следует относиться с известной долей осторожности. Зачастую подобные статьи “отличаются” отсутствием библиографии, ссылочного аппарата, полемичностью и однозначностью авторского подхода:

http://text.uuu.ru/stamps/History/20051027131347History.html - статья Игоря Алексича, посвящённая маркам белочехов, которые выпускались в Иркутске на “Портале коллекционеров”;

http://www.maximalist.ru/?t=23&ch=21 – статья Сергея Пудовкина “Сплочённые Уралом. Чехи - "белые" и "красные". В статье делается упор на информации, посвящённой чехословацким военнопленным австро-венгерской армии, размещённым на территории Урала. В статье также содержится информация, рассказывающая о деятельности “местных” чехословацких интернационалистов. К минусам статьи следует отнести её публицистичность, отсутствие ссылок на источники;

http://planeta.by/kolchak.htm - Статья о судьбе золота Романовых, к пропаже которого, по разным источникам, имели отношение белочехи. Статья размещена на сайте отечественного журнала “Планета”. Статья характеризуется высокой степенью публицистичности изложения;

  http://www.zn.ua/3000/3150/48310/ -  статья Виктора Киркевича “Киевские адреса чехословацкой государственности”, посвящённая истории пребывания добровольных частей чехословацкой армии в Киеве на сайте украинского еженедельника “Зеркало недели” (№ 46 (521) 13 — 19 ноября 2004). Рассматриваются также малоизвестные факты биографии Ярослава Гашека во время его нахождения в Киеве.

Чехословацкому корпусу посвящены небольшие статьи в ряде электронных энциклопедических изданиях, таких как:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Чехословацкие_легионы - на Википедии;

http://www.hrono.info/sobyt/1900sob/1918cheh.html  - на историческом портале “Хронос”;

http://web.mac.com/czechlegion/iWeb/TheCzechLegion/Introduction.html  - статья из Большой Советской Энциклопедии;

http://www.krugosvet.ru/articles/110/1011005/1011005a2.htm - энциклопедия “Кругосвет”.

 


Действующий личный сайт

http://strangerbel.narod.ru


Граф научных интересов

Магистранта  Габрусевича Станислава Александровича.

Исторический факультет

Специальность всеобщая история

 

 

 

 

Смежные специальности

07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования

История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и “лингвистический поворот” в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познания.

Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Источники по истории Беларуси и зарубежных стран. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология..

 

 

 

 

07.00.15 – история международных отношений и внешней политики

Дыпламатыя і іншыя сродкі ажыццяўлення знешняй палітыкі, метады і прыёмы дзейнасці дзяржаў і іншых палітычных сіл на міжнароднай арэне ў розныя гістарычныя перыяды. Асаблівасці і спецыфіка дыпламатыі дзяржаў свету ў розныя гістарычныя перыяды. Дыпламатычная гісторыя буйнейшых падзей мінулага.

Узнікненне, развіццё і ўрэгуляванне міжнародных канфліктаў ваенна-палітычнага, эканамічнага, этна-палітычнага, міжканфесійнага характару

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная специальность

 

07.00.03 – всеобщая история

Методологические и типологические проблемы исследования истории зарубежных стран, связей и взаимодействия между отдельными цивилизациями и регионами.

История развития государств, политических и общественных институтов на локальном, региональном и глобальном уровнях; историко-демографические процессы.

Внешняя политика и международные отношения, проблемы войны и мира, военно-политические союзы, глобализация мировых процессов и геополитические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сопутствующие

05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение, ист.

Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации. История документалистики, документоведения и архивоведения.

 

12.00.01 – теория и история права и государства; история правовых учений

 

Политико-правовое учение марксизма..

Политико-правовая идеология большевизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация магистерской диссертации

Тема диссертации: “Чехословацкие военные формирования в России 1914-1920 гг.”

Для просмотра презентации щелкните здесь.

Перечень слайдов находится в приложении.


Библиографический список  к выпускной работе

 

 

1.                              Балыкина, Е. Н, Комличенко, В. Н, Сидорцов, В. Н. Историческая информатика для исторических специальностей) / Е. Н. Балыкина, В. Н. Комличенко, В. Н.Сидорцов. – Мн.: ВЕДЫ, 1998. – 316 с.

2.                              Бешенков, С. А., Гейн, А. Г., Григорьев, С. Г.  Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. 1995. – 144 с.  

3.                              Гусев, В. С. Эффективный поиск информации в Internet/ Гусев В. С. – М., 2004. – 336 с.

4.                              Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. В. Моисеева. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 191 с. 

5.                              Историческая информатика: Учеб. пособие/ Под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.

6.                              Коцюбинский, А. О., Грошев, С. В. Хрестоматия работы на компьютере: учеб. Пособие / А. О. Коцюбинский,  А. О. Грошев  – М., Триумф, 2003. – 496 с.

7.                              Левкович, О. А. Основы компьютерной грамотности: учеб. пособие / О. А.  Левкович, Е. С. Шелкоплясов, Т. Н. Шелкоплясова. -  Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 528 с.

8.                              Липницкая, О. Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических  источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О. Л. Липницкая, Е. Э. Попова. – Мн.: БГУ, 2002. – 140 с. 

9.                              Методологические проблемы истории: учебное пособие / В. Н. Сидорцов. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

10.                          Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркин. – М.: Академия, 1999. – 224 с.

 


Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz